Наука

Немного к истории ар‑брюта

«Искусство не воспроизводит видимое,
скорее оно делает видимым»

Пауль Клее

“Творческое кредо”
Беглый взгляд на прошлое искусства, найденное в палатах психиатрических лечебниц, которое стало настоящим откровением не только для психиатров, но и художников начала XX века.
В 1940-х годах французский художник, скульптор Жан Дюбюффе утверждает, что параллельно официальному искусству существует иное, непризнанное, которому он дает название «art brut» (в пер. с франц. – грубое, необработанное искусство). Поводом к идентификации явления послужило знакомство Дюбюффе с творчеством душевнобольных, в частности, книгами психиатров Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» (1922), Вальтера Моргенталера «Душевнобольной как художник» (1921), работами пациентов психиатрических лечебниц в Швейцарии (Адольфа Вёльфли, Генриха-Антона Мюллера, Луи Суттера, Алоизы и др.), а также постоянная переписка с врачами-психиатрами.
Не “искусство”, а именно “художественное творчество душевнобольных” Ханса Принцхорна. Heidelberg Digital Library
По определению Жана Дюбюффе, ар-брют – это спонтанная творческая деятельность художественно неподготовленных мужчин и женщин, работающих в одиночку, вне какого-либо художественного движения или культурного влияния, мотивированных только сильной внутренней потребностью создавать образы и свободных от какого-либо отношения к искусству.
Дюбюффе верил: отбросив утверждение древних греков о том, что красота заключается в плавности линий и гармоничном сочетании цветов, искусство вернется к своей истинной природе – спонтанности. Важно подчеркнуть: Жан Дюбюффе не выступал против искусства. Его возмущали коммерциализация, существующая модель институционализации, когда ценностью наделяли то, что имело подпись или находилось в стенах музея, который возвышал одних и исключал других. Личное противостояние Дюбюффе превратило его в истинного куратора, защитника коллекции, которая не может выставляться в музее. Изначально коллекция Жана Дюбюффе включала работы душевнобольных, но затем художник понимает: наличие психиатрического диагноза не является обязательным условием создания яркой в своей индивидуальности художественной работы, в высшей степени индивидуальные произведения можно найти за пределами психиатрических лечебниц.
От Art Brut к Outsider Art
В 1972 году выходит книга «Outsider Art» под авторством профессора литературы и арт-критика Роджера Кардинала. Редактор книги предлагает термин «outsider art» как синоним «art brut», подобранный специально для англоязычной аудитории. Несмотря на то, что Кардинал был против подобной «синонимической» замены, термин «outsider art» быстро прижился и получил широкое распространение, особенно в США. Впоследствии Роджер Кардинал писал, что этот термин использовался и злоупотреблялся различными способами, которые часто ставили его под угрозу. В «The Dictionary of Art» (1996), составленном Джейн Тернер, публикуется развернутая статья Роджера Кардинала, в которой он определяет аутсайдер-арт общепринятым эквивалентом ар-брюту.
Критически важными чертами художника-аутсайдера Роджер Кардинал считал экспрессивный импульс и воплощение этого импульса неконтролируемым образом, который бросает вызов традиционной искусствоведческой контекстуализации. Опираясь на исследования Жана Дюбюффе и тексты австрийского художника Арнульфа Райнера, Кардинал видел основное назначение аутсайдер-арта – не следовать традиционным академическим канонам, а поддерживать сильный дух оригинальности автора. Профессор выступал против однозначной ассоциации искусства аутсайдеров с людьми, страдающими ментальными или физическими отклонениями. Аутсайдер-арт – не сложная история болезни, а захватывающий визуальный опыт.
В «The Dictionary of Art» Роджер Кардинал пишет, что ар-брют стоит рассматривать как искусство субъективного, увлеченного стремления к внутренним убеждениям, системам и конфигурациям. Безусловно, привлекательность произведений ар-брюта парадоксальна, а его положение на общей карте искусства – маргинально, тем не менее, это не мешает работам художников ар-брюта демонстрировать подлинную силу и странную красоту.
Сегодня можно выделить два типа бытования термина «outsider art»: западноевропейский и американский. Западноевропейский подход остается верным взглядам и формулировкам Жана Дюбюффе, тогда как последователи американского подхода существенно расширили границы аутсайдер-арта за счет включения наивного искусства, примитива, народного искусства и др.
В это время в России…
На первый взгляд, Россия в начале XX века была далека от официального признания подобных маргинальных явлений и, тем более, публичного экспонирования работ душевнобольных. Однако, за официальной политикой в области искусства имели место удивительные междисциплинарные эксперименты и выставочные события.
Предположительно первая выставка творчества душевнобольных проходила в рамках III съезда отечественных психиатров, организованного по инициативе В.М. Бехтерева с 27 декабря 1909 года по 6 января 1910 года в Санкт-Петербурге. 4 сентября 1911 года в здании Политехнического музея (Москва) открылся Первый съезд Русского союза психиатров и невропатологов. Организационный комитет подготовил психиатрическую выставку, устроенную в помещении университета им. А.Л. Шанявского. Важную часть экспозиции составляли работы пациентов Московской Алексеевской психиатрической больницы, среди которых более 100 предметов – рисунки карандашом, акварели, картины маслом, поделки из дерева, вышивка и др. Удивительный факт – наличие каталога выставки с полным перечнем всех экспонатов.
С 26 по 29 декабря 1913 года в Москве проходил V Международный конгресс по призрению душевнобольных. Председателем и генеральным секретарем Конгресса был Н.Н. Баженов. Конгресс посетили более 80 специалистов международного уровня из Германии, Канады, Нидерландов, Франции, Венгрии, Испании, Греции, Австрии, Бразилии, Англии и других стран. Среди гостей – доктор Огюст Мари с женой Еленой. В апреле 1900 года Огюст Мари стал главным врачом мужского отделения лечебницы Вильжюиф (Франция), где совместно с коллегой Полем Менье (более известным под псевдонимом Марсель Режа) собрал коллекцию работ душевнобольных и обустроил так называемый «Музей безумия» под открытым небом.
21 июня 1921 года в Российской академии художественных наук (ГАХН, с 1921 по 1925 гг. – Российская академия художественных наук, РАХН) было организовано первое отделение – Физико-психологическое, на базе которого в 1923 году создана Комиссия по изучению художественного творчества душевнобольных под руководством врача-психиатра Павла Ивановича Карпова. Первое заседание Комиссии состоялось 15 февраля 1924 года. К этому моменту у П.И. Карпова уже была собрана коллекция работ пациентов, которую он составлял с 1911 года, изданы научные статьи и труды. Об истории возникновения коллекции П.И. Карпов упоминает в ходе доклада «Особенности творчества у эпилептиков» (18 октября 1926 года):
Началось собирание материала давно, когда П.И. Карпов еще не думал, что из этого может получиться нечто весьма ценное в научном отношении. Обычно он каждому вновь прибывшему больному давал бумагу, карандаш и 12 красок, прося свои переживания нарисовать на бумаге, или хотя бы дать те или иные цветовые пятна, если больной не умеет или не хочет рисовать. Обычно это всегда удавалось и таким путем собирался материал от разного типа больных, и рисунки, в зависимости от того или иного вида болезни получались самые разнообразные
В 1926 году выходит книга «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» под авторством П.И. Карпова, которая получает премию Главнауки. Справедливо отметить, что труд ученого по данной теме не был первым. В ходе прений на одном из заседаний в ГАХН П.И. Карпов отметил:
Не одни психиатры умеют подойти к изучению творчества душевнобольных, например, Вавулин, не имеющий никакого отношения к психиатрии, считает тоже, что душевнобольные создают высокие художественные ценности
Действительно, в 1913 году вышла книга журналиста Николая Викторовича Вавулина «Безумие, его смысл и ценность», где автор писал: «Приглядываясь к творчеству художников, находящихся в психиатрических больницах, и сравнивая их с творчеством наших патенгованных художников, я пришел к убеждению, что не только в живописи, но и вообще в искусстве нет никаких оснований считать одних ненормальными, других нормальными. Творчество и тех и других может быть не равноценно, но оно равно-истинно, так как совершается по одним и тем же психологическим законам, которые исключают возможность существования, так называемого, патологического творчества». Схожие размышления можно найти в научных материалах П.И. Карпова. Безусловно, выводы Н.В. Вавулина во многом опередили свое время, однако упоминания о нем встречаются крайне редко.
М.А. Врубель. Портрет П.И. Карпова (поколенный). 1903–1904. Бумага, черный карандаш. 35,5×26,8. ГТГ, Москва. Из коллекции И.Н. Введенского, переданной в дар ГТГ в 1956 году.
Сегодня книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» стоит в одном ряду с трудами Ханса Принцхорна и Вальтера Моргенталера. П.И. Карпов впервые предпринял попытку классифицировать рисунки пациентов. Выдержки из данной книги послужили темами для докладов в ГАХН, Государственном институте истории искусства, Русском музее, медицинских сообществах. На заседаниях Комиссии по изучению творчества душевнобольных неоднократно обсуждался вопрос публичной демонстрации рисунков и оценки последних с точки зрения художественного исполнения, формы, красочности.
С 19 декабря 1926 года по 6 января 1927 года в Политехническом музее проходит выставка художественного творчества душевнобольных, где экспонируется 600 рисунков из коллекции Карпова. В начале 1930-х годов, когда политика в отношении ГАХН меняется, изыскания П.И. Карпова не получают поддержки со стороны коллег и руководства. 01 марта 1932 года он отчислен из ГАХН. Судьба его коллекции до сих пор неизвестна. После расформирования ГАХН (10 апреля 1931 года) отечественные исследования творчества душевнобольных были прекращены. В 1930-е гг. в России устанавливается курс на соцреализм.
Новые упоминания о деятельности П.И. Карпова и необходимости публичного экспонирования творчества душевнобольных появляются в 1950-е годы. В мае 1966 года в Москве проходит выставка Documenta Psychopathologica, организатором которой выступила компания Bayer. Выставленный материал был предоставлен психиатрами из Швеции, Норвегии, Голландии, Австрии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. Важно обозначить, что заметка о выставке была помещена в журнале «Творчество» – печатном органе Союза художников СССР.
Выставка Documenta Psychopathologica. Москва, 1966 г. Из альбома А.И. Кудинова «Абстракционизм и творчество душевнобольных». Музей при ПКБ №4 им. П.Б. Ганнушкина.
Выставка Documenta Psychopathologica. Цветная репродукция работы из альбома А.И. Кудинова «Абстракционизм и творчество душевнобольных». Музей при ПКБ №4 им. П.Б. Ганнушкина.
В 1990 году в Музее медицины при институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского (Москва) проходит выставка «Мы тоже творим», где была представлена графика и живопись авторов с психиатрическим опытом. Организатор выставки – Гуманитарный центр – Музей творчества аутсайдеров под руководством Владимира Абакумова, с которого начался этап интеграции аутсайдерского искусства в российскую художественную среду и новый виток публичного экспонирования.
Интервью с Владимиром Абакумовым о первом музее аутсайдер-арта в России читайте в разделе культура.
Вход в Гуманитарный центр – Музей творчества аутсайдеров. Из личного архива В.В. Абакумова.
Экспозиция Гуманитарного центра – Музея творчества аутсайдеров. Из личного архива В.В. Абакумова.
КСЕНИЯ КВАШНИНА

Искусствовед, соискатель в Государственном институте искусствознания
Источники
РГАЛИ, ф. 941, оп. 1, ед. хр. 50.

РГАЛИ, ф. 941, оп. 12, ед. хр. 38 (1,2).

РГАЛИ, ф. 941, оп. 12, ед. хр. 3.

Вавулин Н.В. Безумие, его смысл и ценность: Психол. очерки / Н.В. Вавулин. – Санкт-Петербург: тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1913. С. 211.

Академия художественных наук (Москва). Бюллетени ГАХН / под. ред. проф. А. А. Сидорова. – М., 1927. – №6-7. С. 24-25.
Ханц Принцхорн (1886-1933)
Немецкий психиатр, историк искусства, коллекционер творчества душевнобольных. Работал в клинике Гейдельбергского университета, где продолжил собирать работы душевнобольных после Эмиля Крепелина. Часть работ была представлена на выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами в 1937 году.
Вальтер Моргенталер (1882-1965)
Швейцарский психиатр и психотерапевт, лечащий врач художника-аутсайдера Адольфа Вёльфли, коллекционер его работ и автор монографии, посвященной его творчеству.
Николай Николаевич Баженов (1857-1923)
Русский психиатр, профессор. Одним из первых в России ввел систему «нестеснения», облегчив условия пребывания душевнобольных в психиатрических лечебницах.
Энциклопедия искусства. Охватывает широкий спектр тем, включая биографии художников, описание художественных стилей, анализ произведений искусства и исторические контексты. Словарь содержит более 4000 статей, написанных ведущими экспертами в области искусства.
Павел Иванович Карпов (1873-1932(?)
Российский психиатр, действительный член РАХН (ГАХН), коллекционер творчества душевнобольных. Был знаком с художником Михаилом Врубелем.
Made on
Tilda