Две трактовки: «ты какой-то не такой, с тобой что-то (всё?) не так, да что с тобой такое?» или «ты самый особенный, уникальный, ни как эти все (и явно состоишь не из мяса и костей, и всех их производных)». Возможно, кому-то «нетаковость» – это комплимент, ведь вполне же есть романтизация образа человека «не от мира сего». Для меня это прямо какая-то стигматизация, будто клеймо поставить человеку прямо на лоб – и ходи, заклеймённый, светись. Каждое движение видится сквозь искажающую призму «что-то не так». Но дело-то в том, что любой человек – это набор неповторимых особенностей, своих опыта/причин/следствий. Да, для безопасности есть стремление любое проявление реальности раскладывать по рамочкам и по полочкам, образуя «все», «те», «они», «мы» и прочие «свои» и «чужие». Возможно, это работает, если единственные ценности – не остаться голодным и не замёрзнуть. Но ведь XXI век, сколько уже пройдено, и сколько предстоит! От микро- и нано- до «не-представить-масштабы», сколько исследований и открытий…. Мир сложный! Психика сложная! Сколько появилось инструментов, систем и схем для изучения, для понимания! Ведь очевиден же и постоянно научно доказывается факт: для безопасности, для улучшения нужно изучать, контактировать, общаться, сотрудничать, а не красить всё вокруг в ч/б! Ну серьёзно, вспоминается сразу видео, где стадо коз, и на одну надели маску – как тут же остальные козы стали шарахаться от той, что в маске. «Что-то с ней не так», «она больше не такая, какой была за минуту до этого», «а вдруг сожрёт?!». Козы сделали вывод (и стали себя иначе вести) только из своих надуманных страхов, ведь та что в маске им ничего не сделала, не было никакого опыта, из которого они поняли бы, что действительно есть угроза их здоровью и жизни, например, она просто – как и всю жизнь до этого – старается быть поближе к собратьям, т.е. ведёт себя как и всегда. И в истории человеческих обществ бесконечное количество примеров стигматизаций, несправедливости, имеющей фатальные последствия для человеческих же обществ! И всякий раз спустя годы доказывалось: то было заблуждение и катастрофа. Что-то вроде стихийного бедствия разумов. Взять, не знаю, «женскую истерию», когда людей затравленных, сломленных, ни в чём неповинных власть имущие помещают в ещё более жестокие условия, калеча и добивая окончательно. Туда же – к чему привела френология, евгеника! По незнанию, от необразованности, просто потому что договорились молчаливым большинством о том, что норма должна выглядеть так и так, но ничем не обосновали, не доказали, не наблюдали, не делали выводы. Для открытий и понимания нужно время и исследования, и прекрасно что мы живём сейчас, а не когда-либо раньше, что есть понимания как следствия опыта. Но катастрофично что стремление к пониманию и научным доказательствам это пока что удел меньшинства, ведь проще включить из поколения в поколение передающееся рефлекторное «ты какой-то не такой», ведь «по одёжке протягивай ножки» и «встречают по одежде, а провожают по уму» (видимо, уже когда в «последний путь» провожают), тут и думать не надо, что, звучит стройно и задорно, всегда считалось мудростью. Но почему-то не учитывается, например, что сколько уже десятков лет назад, даже в СССР проводился эксперимент, в котором участникам предлагалось составить представление о человеке – по фото. Результаты – ни одного соответствия реальным фактам. Т.е. по внешности, по взгляду, по голосу, по чертам. По внешнему стилю невозможно сказать/понять о человеке ровным счётом ничего! Да, ранее общества держались на маркировании человека при помощи одежды/причёски/косметики/манер и ещё ни пойми чего – по статусам, по профессиям. Но ведь факт: это прямо даже преступная несправедливость, это не ведёт к развитию ни человека, ни общества, стигматизирование, наоборот, разрушает, приносит несчастье, болезни, смерть. И сколько катастроф и смертей произошло ещё и от нежелания понимать, что нельзя придумывать человеку статус или образ просто потому, что так принято, потому что кому-то когда-то это пришло в голову! (на всякий случай ремарка: я не сторонник левых идей, так популярных нынче, наоборот, отношусь к ним крайне негативно, но это уже история не для этого текста). И это только на уровне социума, абстрактной массовости, а что уж говорить о разрушении личности, когда на самом деле ведь любая «особенность» – это важный элемент личности, индивидуальности, это ценно, это красота человека. Можно начать рассуждать тут, конечно, на тему садизма и деструкции патологий. Поэтому, пожалуй, стоит добавить – живи со своими особенностями, но не мешай жить другим, с их особенностями.