Быстро пробежимся по истории. Термин "Outsider Art" (искусство аутсайдеров) был введён английским искусствоведом Роджером Кардиналом в 1972 году в одноименной книге. Он использовал его как англоязычный эквивалент французского понятия "Art Brut" (грубое искусство), которое придумал французский художник Жан Дюбюффе в 1940-х годах. Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet) одним из первых, начал собирать и популяризировать работы художников-самоучек, людей с ментальными расстройствами, заключённых и других маргиналов, назвав это направление Art Brut. Т.е. сырое, необработанное искусство, искусство без традиции и прецедента. По мысли Дюбюффе, такое искусство свободно от давления коммерциализации, оно первично, чисто и выражает саму свободную творческую суть человека, порыв, чем превосходит традиционное искусство (Fine Arts), которое, по мысли художника, отформатировано школой и традициями. Из тех, кто предшествовал Дюбюффе в его интересе к искусству вне истеблишмента, следует упомянуть Ханса Принцхорна, ассистента-психиатра в клинике Гейдельбергского университета, который в 1922 году издал книгу «Художественное творчество душевнобольных», которая, в том числе, повлияла и на Дюбюффе. Нельзя обойти стороной работу отечественного психиатра Павла Ивановича Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники», в которой он выдвигает крайне смелый тезис о том, что зачастую именно люди с ментальными расстройствами обогащают культуру и направляют развитие общества.