Наука

Кто это нарисовал?

Каждому психиатру хоть раз задавали вопрос: «Почему ты решил стать психиатром?» Я не могу ответить на него, но могу уверенно сказать, что интерес к психиатрии у меня вызвало творчество людей, страдающих психическими расстройствами. В один из дней, когда я бесцельно проводил время в Интернете, моё внимание привлекла подборка картин пациентов психиатрических интернатов. Хотя прошло много времени и мне сложно вспомнить тот спектр эмоций, что вызывало во мне увиденное, но я хорошо помню удивление от понимания, как внутренняя оптика может искажать привычный мир так сильно, превращая его в фантасмагорическое, жуткое, абсурдное действо. Большинство пациентов, которые были указаны авторами картин, страдали шизофренией всех видов и форм, депрессивным расстройством, «маниакально-депрессивными психозами» (так раньше называли биполярное аффективное расстройство), различными зависимостями, однако диагнозов мне было мало и хотелось узнать историю этих людей, что они хотели передать этими картинами, и почему они… такие. Сейчас подобное творчество не вызывает у меня прежнего интереса как у зрителя, но вызывает всё больший интерес как у врача.
Когда и почему психиатры начали интересоваться искусством пациентов?
Изменение взглядов и взрывной интерес к искусству пациентов возник в конце XIX - начале XX века, и пренебрежение к творчеству пациентов, которое существовало большую часть обозримой истории и не воспринималось как явление, заслуживающее внимания, начало сменяться интересом как с практической, так и эстетической точки зрения. Начали проводиться первый выставки творчества пациентов, психиатрические клиники и отдельные психиатры начали собирать коллекции творчества пациентов. Ханс Принцхорн один из первых предпринял попытку осмыслить потребность пациентов в самовыражении. В его книге "Художественное творчество душевнобольных" он указывал, что потребность в творчестве – универсальная, и ничуть не уменьшается при психическом расстройстве. Посредством искусства пациенты пытаются структурировать свои хаотичные переживания, выразить свои эмоции и построить коммуникацию.
Схожие взгляды разделяли многие мыслители двадцатого века, и одним из самых видных философов, придавший интерес этому вопросу, был французский философ Мишель Фуко, видевший в творчестве пациентов возможность выразить себя и быть понятыми, инструмент преодоления изоляции и стигматизации и рассматривал искусство пациентов не просто как процесс отражение болезни, но способ сопротивления, освобождения и коммуникации. По его мнению, творчество пациентов — это не проявление болезни, а попытка создать новый язык, который общество отказывается понимать, возможность выразить то, что невозможно выразить в рамках «нормального» дискурса. Он критиковал романтизацию психических расстройств, считая это ещё одной формой контроля, а коллекционирование творчества пациентов, по мнению Фуко, не приближает нас к пониманию пациентов, а лишь удовлетворяет любопытство.
Заметный интерес к творчеству пациентов был и у психоаналитиков, которые видели в нём выражение бессознательного, а анализ образов и метафор, которых оно порождало, мог дать ключ для разрешения беспокоящих проблем. И если Зигмунд Фрейд рассматривал искусство как способ интерпретации переживаний пациента и полезный в работе инструмент, то Карл Густав Юнг пытался использовать творчество в своей практике, например предлагая рисовать мандалы, которые помогали выражать внутренний мир и способствовали индивидуации.
Начало арт-терапии
Арт-терапия как метод психологической помощи начала формироваться в первой половине XX века, во многом благодаря идеям психоанализа, с которым долго сохранял тесную связь, так как оба подхода возникли в контексте изучения бессознательного и поиска способов выражения внутренних переживаний.
Вопрос «Нуждаются ли пациенты в творчестве?» сменился вопросом, ставшим основой для формирования арт-терапии: «Как использовать творчество в лечебном процессе?». В искусстве начали видеть не только процесс отражения болезненных переживаний, но и способ преодоления проблем.
В 1938 году британский художник Адриан Хилл, находясь в санатории во время выздоровления от туберкулёза, заметил облегчение, которое несёт рисование объектов вокруг больничной койки, и предположил, что искусство способствует выздоровлению. В 1939 году, когда в санаториях начали вводить терапию занятостью, он был приглашён для работы с участниками войны. Он ввёл термин «арт-терапия» (art therapy) в 1942 году и видел в ней неотъемлемую часть государственной системы медицинской помощи, однако применение арт-терапии было всё ещё ограничено из-за отсутствия стандартов и зависимости от опыта интерпретации арт-терапевта.
Маргарет Наумбург, американский педагог и психолог, считается одной из основательниц арт-терапии. Начала использовать искусство как метод психотерапии в 1940-х годах, работая с детьми и взрослыми. Она разработала метод динамически-ориентированной терапии, при котором пациенты выражают свои эмоции через спонтанное рисование, а затем обсуждают свои работы с терапевтом. Наумбург считала, что художественное творчество позволяет пациентам выразить бессознательные конфликты и эмоции, которые трудно передать словами. Ее подход был тесно связан с психоанализом, так как она использовала интерпретацию символов и образов, созданных пациентами. Маргарет Наумбург выступала как сторонник повсеместного введения арт-терапии в терапевтический процесс и исследовала теоретические аспекты подобного метода терапии.
Teachers College Press
Другой личностью, с которой ассоциируется создание арт-терапии, является Эдит Крамер, которая работала с проблемными детьми и разработала теоретические основы психологической коррекции с помощью искусства. способствовала активному распространению арт-терапии как важного в работе метода, подчеркивала важность самого процесса творчества, а не только интерпретации результатов, потому что, по её мнению, искусство как процесс уже само по себе является целительным процессом. Несмотря на увлечение психоанализом, её метод, в отличии от взглядов Маргарет Наумбург, был менее ориентирован на интерпретацию, и больше на терапевтический потенциал творческого процесса.
В 1960-1970 годах арт-терапия начала активно распространяться, и принципы арт-терапии стали доступны широкому кругу практиков. Начали возникать профессиональные ассоциации, оформились стандарты обучения и практики, исследовались различные формы проведения арт-терапии, начали активно появляться центры арт-терапии. Арт-терапию начали применять не только в психиатрии, но и в социальной работе, в реабилитации пациентов.
1980–1990-е годы арт-терапии стала объектом интереса научного сообщества. В этот период появилось множество научных исследований, подтверждающих эффективность арт-терапии. Были опубликованы книги и учебники, которые помогли стандартизировать методы. Арт-терапия получила глобальное распространение, став популярной в Европе, Азии, Австралии, и адаптировалась к культурным особенностям различных стран.
В России, как и многие другие области знаний, арт-терапия развивалась по своему пути. Несмотря на мнения, что в СССР арт-терапии не было, это не совсем так. Действительно: подобный термин не использовался, но методы арт-терапии активно применялись в рамках других терапевтических подходов, например в трудотерапии и дефектологии. Уже в 1970-х гг. интерес к творчеству как методу лечения появляется у психиатров в СССР, схожие с арт-терапией методы для лечения психических заболеваний практиковали в психоневрологическом институте им. Бехтерева. В 1980 году Марк Евгеньевич Бурно разработал метод психотерапии, который назвал «Терапией творческого самовыражения», принципы которого хоть и довольно сильно отличаются от классической арт-терапии, но само творческое самовыражение как целительный процесс было главным принципом работы. В 1980-е гг. в Ярославле, на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института В.В. Гавриловым образовывается учебный музей психопатологической экспрессии. В 1990-е гг. Медведева Ирина Яковлевна и Шишова Татьяна Львовна работали над «драматической психоэлевацией» - методом работы с детьми с нарушениями коммуникации и поведения посредством кукольного театра. Тогда же в России появляются первые книги Крамер и Наумбург, что дало импульс для активного развития арт-терапии в России. В 1980-1990-х гг. Копытин Александр Иванович активно работал и работает до сих пор в направлении развития арт-терапии в России, является одним из создателей «Российской арт-терапевтической ассоциации», на базе которой с 1997 года издаётся журнал «Исцеляющее искусство".
Авторы: Бурганов Игорь Александрович, Копытин Александр Иванович
Сегодня арт-терапия в России уверенно заняла свою роль в терапевтическом процессе. Всё чаще можно встретить какую-либо форму арт-терапии в процессе оказания помощи, и не только психиатрической. Действуют программы, направленные на поддержку людей с психическими расстройствами путём организации арт-терапии и творческих центров с государственной поддержкой, выделяются гранты на проекты, связанные с творчеством и инклюзией. Особое внимание уделяется поддержке творчества в рамках инклюзивного образования и реабилитации пациентов различного профиля. Открываются новые школы и центры арт-терапии, и с ростом доступности и востребованности образования всё больше людей становятся арт-терапевтами.
Арт-терапия сегодня
Арт-терапия - относительно новое направление, развитие которого происходит с завидными темпами, благодаря чему её сложно назвать чем-то закостеневшим и инертным. Арт-терапия оказывает влияние и на культуру, например появляются различные причудливые эстетические направления, корни которых уходят глубоко в арт-терапию - vent-art, traumacore и morute.
Сегодня арт-терапия в разных формах активно развивается и поддерживается практически во всех развитых странах. Центром арт-терапии остаются Европа и США, где развитие арт-терапии поддерживается в самых разнообразных формах: от выдачи государственных грантов и обучения специалистов до создания инклюзивных пространств для творчества.
Из зарубежных государственных программ можно выделить "National Endowment for the Arts" (NEA) в США, важным направление деятельности которой является интеграция искусства в жизнь людей с ограниченными возможностями, включая людей с психическими расстройствами. Британская программа Arts Council England определяет финансирование проектов, связанные с творчеством и психическим здоровьем, включая театральные постановки, выставки и музыкальные программы, а программа "Creative Minds" осуществляет организацию творческих занятий и мероприятий для людей с психическими расстройствами. Австралийская программа "Arts and Health" способствуют интеграции искусства в терапевтический процесс и занимается поиском новых способов привнесения целительной силы творчества в жизнь пациентов.
Подобные программы могут быть не ограничены отдельными странами, а организовываться на межгосударственном уровне. Программа Европейского Союза Сreative Europe поддерживает культурные проекты, включая и те, что направлены на интеграцию людей с психическими расстройствами.
В Европе и США действует много известных инклюзивных арт-студий, где пациенты осваивают искусство и затем выставляют свои работы на выставках. Из достойных упоминания студий арт-терапии стоит упомянуть студию La Tinaia, одну из самых первых не только в Италии, но и в мире студий, использующих искусство для реабилитации и интеграции в общество пациентов с психическими заболеваниями. Kunsthaus KAT18 в Кёльне - художественная студия современного искусства, известная своей экспериментальной направленностью, уделяет большое внимание творчеству и поддержке людей с психическими расстройствами.
Студия La Tinaia во Флоренции
Atelier Goldstein, художественная студия, расположенная в Франкфурте-на-Майне – это известная художественная мастерская для людей с ограниченными возможностями, где особое внимание отводится людям с психическими расстройствами и интеллектуальными нарушениями. С учениками проводится основательная подготовка, что позволяет порождать ярких, талантливых художников, работы которых часто попадают на международные выставки.
В России также существуют подобные инициативы. Мастерские "Особые художники" — проект, где люди с психическими расстройствами занимаются живописью, керамикой и другими видами искусства. Одна из таких мастерских, «Особая керамика», находится на ВДНХ, где люди с особенностями нейроразвития под контролем инструкторов или волонтёров производят керамику. Онлайн-галерея проекта позволяет увидеть и купить работы «особенных художников». При многих благотворительных фондах организованы мастерские, где подопечные занимаются тем, что им нравится, после чего плоды их творчества выставляются на продажу, а полученные средства идут на нужды благотворительности. Как пример – фонд «Антон тут рядом», где постоянно проходят необычные коллаборации с различными брендами, вроде создания подопечными фонда дизайна мебели, одежды, керамики, открыток и многих других вещей.
Благотворительный фонд "Жизненный путь" помогает людям с ментальными нарушениями, в том числе через творческие мастерские. В их проекте под названием «Луковица и эскалатор» волонтёры встречаются с жителями интерната, где помимо помощи с овладением бытовых навыков, совместно занимаются творчеством: от рисования и лепки до создания керамики и съёмок кино, а некоторые работы даже попадают на фестивали и выставки.
Фонд "Дом с маяком" поддерживает творческие инициативы людей с ограниченными возможностями, включая психические заболевания.
Как работает арт-терапия?
В арт-терапии творческий процесс – это терапевтический процесс. Всё сводится к занятию искусством под руководством арт-терапевта, который помогает углублять, направлять и систематизировать работу. Никакой магии нет, однако такое простое вмешательство несёт большую пользу для психического здоровья.
Помимо простых методов вроде рисования, лепки, музыкальной и танцевальной терапии, существуют и более необычные: создания масок, коллажей, написания сказок и игра в театре. Используются специальные направления и техники, направленные на решение определённых задач, например свободное рисование – спонтанное выражение чувств и эмоций через цвета и формы, что способствует облегчению эмоционального состояния. Построение детьми ситуаций с помощью фигурок и игрушек, придумывание сюжетов сказок помогает описать, осознать беспокоящие проблемы языком метафор, и в некоторых случаях - подсказать решение, помогает терапевту выявить и понять отношения и конфликты в семье. Создание коллажей может помочь осознать человеку свои желания и цели. Ведение дневника помогает отрефлексировать ситуации и помогает интегрировать полученный опыт.
Через искусство человек выражает скрытые переживания, страхи, желания, которые могут быть скрыты за барьером рациональности. Искусство может быть успокаивающим, или же наоборот, возбуждающим. Позволяет отвлечься от проблем или же углубиться в них, чтобы преодолеть. Искусство помогает увидеть решение проблем под другим углом, в отличии от привычного размышления. Даже маленькие успехи в творчестве могут поддержать человека и дать опору, когда всё в жизни идёт не по плану. Кроме всего описанного, арт-терапия способствует реализации творческого потенциала и позволяет найти в себе новые способности или даже таланты.
При всей многогранности арт-терапии, никаких определённых навыков в арт-терапии от пациента не требуется, достаточно базовых навыков, которые пациент приобретёт в процессе терапии. Важен сам процесс, результат вторичен. Потребность в поддержке арт-терапевта может со временем снижаться, и пациент становится способен получать пользу от искусства самостоятельно.
Арт-терапия активно используется в реабилитационных центрах с целью реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями. В качестве методики реабилитации арт-терапия может улучшать координацию, моторику, помогает восстанавливать и поддерживать когнитивные функции.
Арт-терапия позволяет найти способ выражения негативных эмоций, помогает в поиске новых целей и ориентиров в жизни. При работе с травматическими расстройствами арт-терапия в некоторых случаях (например, в работе с детьми) может быть единственным возможным методом коммуникации. Кризисные центры используют арт-терапию для помощи людям, перенесшим травматические события и оказавшимся в сложных жизненных условиях. Арт-терапия находит место и при работе с людьми с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, с расстройствами нейроразвития. Искусство при интеллектуальных нарушениях и расстройствах аутистического спектра может быть единственной доступной формой коммуникации и способом выражения своих чувств.
Арт-терапия и наука
Несмотря на растущий объём данных и большой интерес науки, для уверенного включения арт-терапии в протоколы и стандарты помощи требуется больше качественных исследований, однако уже сегодня наука с оптимизмом смотрит на потенциальную пользу, которую может принести арт-терапия.
Проведено достаточно исследований, который указывают на пользу арт-терапии для облегчения тревоги и депрессии как у взрослых, так и у детей.
Даже кратковременное занятие искусством значительно снижает уровень кортизола, который отражает уровень стресса.
Как и в период становления арт-терапии, много внимания уделяется возможности облегчения симптомов ПТСР.
Исследуются возможности арт-терапии и в работе с деменций, которые указывают на пользу в сохранении речевых и зрительно-пространственных навыков.
Имеется достаточно большой массив данных, указывающих на пользу арт-терапии при работе с детьми с РАС, которая позволяет развить коммуникативные навыки, а лепка – снижает выраженность агрессии у мальчиков с СДВГ.
В психиатрической практике арт-терапию следует рассматривать как эффективный вспомогательный инструмент в рамках комплексной терапии. Не альтернативу, а дополнение. Мы не будем требовать от арт-терапевта вылечить бред и галлюцинации, для этого у нас есть лекарства. Мы не будем использовать исключительно арт-терапию для работы с паническими атаками, для этого у нас есть когнитивно-поведенческая терапия.
Заключение
За своё сравнительно недолгое существование как метод терапии, арт-терапия прошла путь от авторских методик до структурированных протоколов вмешательства, изучается теперь не с помощью «опыта, чувств и веры», а метаанализами и сложными лабораторными и инструментальными методами, вышла из кабинетов психоаналитиков и разошлась повсюду.
Сегодня арт-терапия проводится с детьми, подростками, взрослыми и пожилыми, в корпоративной и образовательной среде, со здоровыми и имеющими проблемы со здоровьем людьми, адаптируясь под цели, потребности и возможности каждого, а с развитием технологий арт-терапия обретает всё новые виды. Благодаря такой универсальности сложно представить запрос, с которым арт-терапевт не смог бы помочь.
Арт-терапия помогает выразить и облегчить свои порой очень сложные и мучительные переживания через различные виды искусства, а поддержка творчества пациентов с психическими заболеваниями играет важную роль в реабилитации и социализации, помогает бороться со стереотипами и стигмой, привлекая внимание общества к проблемам психического здоровья.
ВЛАДИСЛАВ ДАНИЛОВ

Психиатр, детский психиатр, главный специалист центра ментального здоровья «Эмпатия»
Источники
Книга "Арт-терапия: теория и практика" под редакцией Александра Ивановича Копытина является хорошим стартом для любого, кто интересуется арт-терапией. Это фундаментальное руководство по арт-терапии, которое простым и понятным языком освещает основные теоретические и практические аспекты работы арт-терапевта.

В книге Introduction to Art Therapy: Sources and Resources известный в кругах арт-терапевтов автор Джудит А. Рубин подробно описывает историю использования искусства в диагностике и лечении, даёт всеобъемлющее определение арт-терапии, включающее её историю, многообразие подходов, сложности и достижения.

Made on
Tilda