культура

Here comes the sun

Арт-студии, активистсткие проекты и просто хорошие люди, которым не всё равно. О тех, кто внушает оптимизм, на горизонте культуры инклюзии
Издавна, пошатнувшийся статус-кво тревожил общественность. Это связано с естественным человеческим страхом перед неизвестностью, с физиологическим неприятием того, что отличается от заданной программы, и с желанием сохранить единство. В том числе единство мировосприятия.
Поэтому перемены, проникающие в догму, закрепляются неохотно и медленно ищут пути, чтобы резонировать с идеями большинства людей. Одна из таких перемен современности – принятие обществом естественного отличия и разнообразия людей по особенностям работы мозга. Бывают щербинки на зубах, бывают веснушки, высокие и низкие люди, а есть люди с нетипичным устройством нервной системы. Разнообразие в устройстве мозга называется нейроразнообразием. И сегодня с постепенным поворотом парадигмы в сторону признания его вариантом нормы, а не болезнью, одновременно меняется понятие о самой норме и утверждается ценность качества жизни над её эффективностью. Бóльшая роль при этом отводится созданию условий для полноценной жизни таких людей. Особую роль как важным для самоидентификации и коммуникации, да и просто приятным вещам выделяют культурным инклюзивным практикам.
Сегодня помимо, естественно, крупных музеев и фондов в направлении инклюзии задействовано немало более мелких (тем интереснее) организаций. Преследуя физический, коммуникационный, социальный и творческий принципы доступности культурных практик, они обеспечивают нейроотличных людей, людей с ментальными расстройствами и инвалидов инструментами самовыражения и помещают их в наиболее плодотворную для них среду. Для многих искусство становится лучшим языком, чем слова.
В этой статье мы хотели бы рассказать и дать им говорить самим за себя, о некоторых инклюзивных инициативах и проектах, которые, на наш взгляд невероятно трепетно и оригинально переводят этот язык остальным и общаются на нём со своими подопечными, помогая им и обогащая культуру.
ОКОЁМ (поэт. пространство, которое можно окинуть взглядом, горизонт [прим. ред.]) – художественно-ремесленные мастерские, в которых трудятся художники с особенностями ментального развития. Художники работают с текстилем, шерстью, бумагой, деревом, воском и другими материалами в самых разных техниках под руководством опытных мастеров.
Работы художников были представлены в таких местах, как ГМИИ имени А.С. Пушкина, Всероссийский музей декоративного искусства, а также на таких крупных событиях, как Выкса-фест, Зин-фест в Галерее «ГРАУНД Солянка», ярмарка молодого современного искусства Blazar и маркет современного искусства WIN-WIN.
В художественно-ремесленных мастерских ОКОЁМ мы развиваем телесное воображение через общение и освоение материалов. Воображение не возникает извне, а рождается в диалоге с материалом, через познание его свойств. Осваивая разнообразные материалы — бумагу, картон, папье-маше, проволоку, пластилин, нити, ткань, гипс и многое другое — и выполняя множество мелких, повторяющихся операций с ними, ребята сначала учатся работать по подобию, участвуя в больших групповых проектах. Постепенно они становятся всё более самостоятельными и в итоге многие приходят к импровизации и проявлению личного творчества.
Однако важно пояснить, что не все, кто занимается в мастерских, становятся полноценными художниками, и не всем это нужно — у каждого свои задачи. Есть ребята, которые помогают в подготовке материалов для работы, например, когда мы создаём большие проекты из папье-маше. Для них такая роль подмастерья тоже крайне важна, ведь она даёт им возможность почувствовать себя значимыми и проявленными в этом мире.
Любая работа в мастерской направлена также на формирование навыка присутствия в реальности, умения не терять связь с сознанием. Мы учимся находиться здесь и сейчас, взаимодействовать с этим миром. Мы стремимся к тому, чтобы труд художников и их инструментарий были осознанными. Развиваем как внутренний, так и внешний критерий оценки собственной работы, чтобы каждый мог научиться видеть и понимать результат своих усилий.
Эти принципы работы подробно описаны в серии тренингов «воображение на кончиках пальцев» в методическом пособии для специалистов, работающих в сфере помощи людям с ментальной инвалидностью «Теория и практика «особого театра». Авторы Афонин А.Б., Осипова Е.А., Аксенова Е.И, Дроздова Е.А. Ю 2022г.
Наши ученики:
Александр Довгань
Идея серии живописных полотен появилась у Александра Довганя после лекции педагога студии Елены Дроздовой о творчестве японской художницы Яёи Кусамы и её проекте «Поля бесконечности». Работы Кусамы и её удивительный жизненный путь настолько вдохновили Сашу, что ему начали сниться необычные сны с образами картин, которых он раньше никогда не видел. Именно эти сны стали основой для его новых работ - серии с названием «Пространство цвета»
Акрил, холст. 2024
Сейчас Александр работает над картиной, на которой изображает себя спящим и видящим эти сны. Он относится к тем художникам, которые черпают вдохновение из того, что происходит с ними самими и вокруг них, а затем переводят это в визуальные образы. Его мастер и педагог Елена Дроздова помогает ему с выбором инструментов и цветовой палитры, направляя и поддерживая в творческом процессе.
Марина Козлова создала серию графики «Внутренний лес моего тела». С инициативы преподавателя и мастера студии «Окоем» Елены Дроздовой художники мастерской погрузились в изучение интуитивной живописи. В процессе исследования у Марины проявился свой уникальный «жест». Она быстро научилась переводить телесные ощущения в визуальные графические образы. Эта сформированная художественная манера кажется настолько естественной, будто она всегда существовала в её теле. Марина рассказывает, что её дедушка был художником, и, возможно, таким образом семейное творческое наследие проявилось в ней.
Название серии возникло в процессе работы, когда накопилось достаточно графики, чтобы увидеть и почувствовать их общую связь. Марина экспериментировала с различными инструментами: акварелью, углём, кистями, пальцами, мелками и даже соусом. Елена, как мастер и педагог, помогала Марине не отвлекаться на внешние факторы или внутренний диалог, постоянно возвращая ее в
творческий процесс, сохраняя фокус и погружение.
Есть мастерские, развивающие художественные практики среди тех особенных людей, о которых мы пишем, непосредственно «в полевых условиях». В арт-студии дома социального обслуживания «Сосновая поляна», что под Санкт-Петербургом, есть как раз такая. Там инициативной Евгенией Токаревой и её коллегами создаётся атмосфера и условия для реализации себя в самых разной деятельности– от рукоделия до живописи и музыки. Искусство открывает резидентам этого ПНИ не только свои терапевтические возможности, но и другие – ощущение свободы и опыт самовыражения. Само название места – Сосновые поляны – обязывает устраивать пленэры, на которых можно забыть о строгих стенах учреждения, обсудить свои работы, почувствовав себя частью творческого целого. Здесь в комфортных для человека условиях ребята из арт-студии помогают свои подопечным, насколько это возможно, полно и непринуждённо раскрыться их творческим способностям с самой чуткой заботой.
Вот, например, Юрий Козлов – самобытный художник, живущий в этом ПНИ уже давно и нашедший в себе запал создавать большее, чем предлагает программа арт-студии. Он –типичный представитель ар-брют, предпочитающий обычную ручку и грубые мазки, фломастеры (преимущественно чёрные) и затупившиеся карандаши. С поддержкой команды ПНИ Юрий активно участвует в выставках, среди которых «Ар брют. Сближения», «Тот кем я не был» (2020, «Винзавод»), «Охрана труда» (2020, ДК Розы, Санкт-Петербург), Destined for Creativity — ITE and Friends (2020–2021, Художественный музей Оулу, Художественный музей Хямеенлинны, Финляндия).
Во время еще одной выставки «Ренессанс. Новая голова» кураторка Евгения Токарева с нежностью говорила о своеобразной чувствительности Юрия к экспозиции своих работ, что лишь подчёркивает не только досужий и реабилитационный потенциал студии, но и возможность раскрытия бóльших потенциалов, которые, несомненно, придают жизненных сил и интегрируют людей в общественную жизнь. Кроме Юры Козлова на выставках в разных музеях были представлены Алексей Барсов и Сергей Михайлов.
Сергей Михайлов
И вот уже видно, как активность студии превращает ПНИ в комфортный для развития творческой личности центр, позволяющий забыть о казённых стенах и самом слове «социальное учреждение». Действительно, классные проекты были реализованы прямо там. Например, онлайн-дискуссионный клуб о современном искусстве совместно с музеем «Гараж». У «Гаража» невероятно активная, обширная и грамотно поставленная инклюзивная программа, где обученные в этой сфере специалисты интересно и максимально доступно рассказывают о главном в своём направлении. Это позволяет резидентам ПНИ прекрасно и комфортно влиться в культурный процесс параллельно улучшая свои коммуникативные навыки в группах и расширяя кругозор в современном искусстве. Так создаётся комьюнити необычных людей, интересующихся современным искусством, способное, кто знает, вылиться во что-то большее.
Еще одним любопытным проектом, запустившимся под эгидой этой студии, стала школа диджеинга «Свободные». Всё началось, когда всё те же энтузиасты позвали диджея Марию Нелюбову поиграть у себя на весёлом празднике. Веселье переросло в обоюдную любовь и интерес жителей ПНИ к музыке и ремеслу диджеинга. Мастера школы с удовольствием взялись обучить ребят этому делу, чтобы те сами могли устраивать себе вечеринки. Так возникла первая в России диджей-школа «Свободные» для воспитанников интернатов. Теперь ребята выступают на разных площадках Санкт-Петербурга и мечтают о туре по России.
Такой россыпью проектов и распространением талантов за пределами своего ПНИ эта арт-студия не только развивает культуру инклюзии и, как говорил классик «волю к жизни» своих подопечных, но и изящно дестигматизирует работу самих ПНИ и подаёт другим достойный пример того, как, казалось бы, обычное бюджетное, со всем скептицизмом , заложенным в этом слове, учреждение участвует в авангарде адаптации людей с нейроотличиями.
Один из проектов, понравившихся нам, носит более универсальный характер и проводит «за руку» людей с нейроотличиями как по культурной жизни, так и через психологические трудности.
Nerdivergent – просветительский активистский проект о нейроразнообразии и нейроотличности. Наша деятельность неразрывно связана с культурной сферой: мы верим, что вовлечение нейроотличного опыта в (вос)создание, (пере)определение культуры, а также в культурную медиацию обладает невероятным потенциалом для освобождения нейроотличной субъектности и принятия нейроразнообразия. Именно поэтому мы участвуем в мероприятиях и со-создании контента культурных институций (музеев, библиотек, культурных пространств и др.) в качестве экспертов, а также исследуем и помогаем внедрять практики доступности в пространства и коммуникацию различных культурных акторов, в т.ч. издательств и креаторов.
Взято с официального телеграм-канала сообщества
Мы также организуем собственные мероприятия просветительского и культурно-развлекательного характера, позволяющие нейроотличным и их близким не только узнать больше о нейроразнообразии, но и проявить себя в различных сферах. Так, наряду с мастер-классами и лекциями о нейроотличной жизни, мы проводим творческие встречи с созданием коллажей и чтением стихотворений собственного и чужого сочинения (с упоминанием авторства).
Мы понимаем, насколько важно повышать репрезентацию и видимость нейроотличных людей в культурной среде, ввиду чего также запустили ежегодный «Альманах нейроотличного опыта». Первый номер включал в себя комиксы о нейроотличном опыте, второй же, open-call в который закроется 15 июня 2025 года, будет включать в себя стихотворения и иллюстрации. Цель сборников заключается не только в вовлечении нейроотличных креаторов в со-творчество и их продвижение, но и в описании нейроотличного опыта неограничивающим образом – мы просим авторо_к не включать в произведения диагностические ярлыки, что позволяет расширять понимание нейроотличности и нейроразнообразия в контексте непосредственного самовосприятия и жизнеописания нейроотличных, а не медицинской рамки категоризации и разграничения. Два года назад мы также запустили серию мастер-классов и лекций нейроотличных про их интересы (будь то гиперфиксации, специальные интересы или хобби) «Смотри Че Могу (СЧМ)», в рамках которого желающие рассказать о своих увлечениях могут сделать это в удобном для них формате на интересующуюся аудиторию.
Список проектов далеко не полон и не исчерпывающ, но мы надеемся, что эта выборка репрезентативна и показывает если и не общие настроения и тенденции в отношении нейроотличных людей, то хотя бы даёт надежду на «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»
Made on
Tilda