культура

ДРУГОЕ ИСКУССТВО С МОЛОТКА

Отнюдь не наивные дела со столь наивными холстами и скульптурами. Как самобытное искусство оказывается в умелых руках и приносит деньги
В рамках краткого обзора невозможно описать такой эфемерный и загадочный сегмент международного арт-рынка, как рынок искусства аутсайдеров. Особое маргинальное искусство, по определению создаваемое за пределами арт-сообщества, за минувшие 30 с копейками лет очевидно стало его неотъемлемой частью, однако сохранив странный аппендикс в названии. Но новичкам в коллекционировании, захваченным хайпом неординарного, следует знать, что отдавая предпочтение аутсайдер-арту, они вступают в чреватую неприятными сюрпризами Зону, и без компетентного сталкера им не обойтись.
Попытаюсь в сверхсжатом виде обрисовать его наиболее существенные особенности.
Первое: мир аутсайдер-арта по умолчанию герметичен. Сами авторы практически никогда не принимали участия в продвижении своего творчества, и часто его таковым не считали. Как правило, художественные занятия стимулировались непреодолимыми сложностями в коммуникации с окружающими: болезнь, одиночество, заключение, протест. И зачастую лишь смерть автора подпускала посторонних к созданному.
Второе: история аутсайдер-арта коротка. За истекшие 100 лет накопился некоторый ограниченный объём такого искусства, вполне исчерпаемый, как углеводороды или пресловутые редкоземельные металлы. Это практически невозобновляемый ресурс, этому невозможно научить, это очень затратно копировать. И ещё, важная деталь, существенная в случае авторов с психическими расстройствами шизофренического спектра: с внедрением в 60-х годах прошлого века жёстких нейролептиков первого поколения творческая активность таких людей часто падала или прекращалась вовсе.
Третье: его эстетическая специфичность. Начало его собиранию положили неравнодушные к искусству психиатры, затем подключились жадные до нового художники модерна, и даже сегодня наибольший интерес к его коллекционированию питают люди из сферы искусства, пресыщенные грубой продукцией мейнстрима и ищущими тонких вкусовых переживаний.
Поэтому золотое правило рынка "спрос рождает предложение" в случае искусства аутсайдеров работает странным образом: внешне бесконечное разнообразие предлагаемых авторов сводится к списку из сотни имён, а количество успешных специализированных коммерческих галерей ограничено парой десятков. Хорошего не может быть много, а хорошего искусства подавно.
За последние четверть века на рынке аутсайдер-арта установилась ровная солнечная погода, сформировался пул заинтересованных лиц и список регулярных мероприятий. Пару раз в год на дилеров и галеристов снисходит тёплый денежный дождь, впрочем весьма умеренный в сравнении с мультимиллионными оборотами современного искусства. Для начала небольшая экскурсия по торговым площадкам.
Известный аукционный дом Christie’s с 2016-го года проводит наиболее известные регулярные торги, где можно увидеть как классиков аутсайдер-арта, так и продвигаемых новичков. Преимущество имеют те, кто успел особо отметиться в истории "большого" искусства или те, чья биография отличается особой выразительностью. Поэтому цены сильно варьируются: от дежурных трёх-четырехзначных на работы пока живых авторов до шестизначных на произведения авторов, завершивших одновременно свой творческий и жизненный путь.
Так, по результатам последних лет, абсолютным чемпионом продаж Christie’s является афроамериканец Уильям Эдмонсон (1874-1951), чьи монументальные скульптуры из песчаника проделали долгий путь из скромной мастерской надгробий, сквозь мимолетное внимание критиков и соло-выставку в МоМА в 1940-м, к лучшим музейным пространствам современности. Сам ваятель умер в нищете и место его захоронения исчезло вместе с досками, из которых был сколочен убогий гроб. А его пухлый 14 дюймовый боксер был продан на том же Christie’s в 2016-м за рекордные для аутсайдер-арта $785.000.
Уильям Эдмондсон (1874–1951)
"Боксёр" (около 1936)
Известняк, 18х43х23 см
Продана на аукционе Christie's в 2016 за $785,000
@ Christie’s Images
На полкорпуса отстаёт соотечественник Эдмондсона, Билл Трэйлор (1853-1949) - побывавший в рабстве и живший на задворках похоронной конторы, взявший в руки карандаш в 85 лет. Его бесхитростные, словно вырезанные из жести монохромные силуэты были впервые показаны публике в 1940-м, на устроенной белым поклонником выставке "рисунков старого негра" (так значилось в аннотации). Немного позднее, 1942-м в Нью-Йорке “в культурном центре для цветных” состоялась уже небольшая персональная выставка при содействии МоМА. Сам директор МоМА Альфред Барр заинтересовался в покупке нескольких работ, но сделка не состоялась из-за смехотворности предложенной им цены по паре долларов за штуку. Вновь рисунки Трэйлора увидели свет в 80-е, и сотня долларов за лист стала отличной ценой при продаже. А в конце 90-х, после включения графики Трэйлора в ряд крупных выставок в музеях Метрополитен, МоМА и в Смитсоновском институте цены взлетели до десятков и сотен тысяч. Абсолютный рекорд для его рисунков был поставлен на Christie’s в 2020-м: $507,000 за двусторонний лист "Мужчина на белом, женщина на красном / Мужчина и черная собака".
Билл Трэйлор (1853-1949)
"Мужчина на белом, женщина на красном / Мужчина с черной собакой"
Темпера и карандаш на бумаге, двусторонний лист 61х48 см (1939-1942)
Продана на аукционе Christie’s в 2020 за $507,000
@ Christie’s Images
Чрезвычайно высоко ценится наследие таинственного отшельника Генри Даргера (1892-1973), всю жизнь проработавшего уборщиком в чикагской богадельне и считавшегося слабоумным. Незадолго до кончины он сам оказался в доме престарелых, а его домовладелец обнаружил в оставленной квартире залежи рисунков и 15000-страничный графический роман-фэнтэзи «История девочек Вивиан в стране, именуемой Империя Нереального, а также Гландолинско-Ангелианского военного бедствия, вызванного восстанием детей-рабов», повествующий о жутких приключениях семи фаллических девочек и их преследовании впавшими в грех католиками. Не имевший близких Даргер будто бы незадолго до кончины согласился оставить весь свой труд хозяину дома, по-совместительству фотографу Натану Лернеру, проявившему недюжинный интерес и настойчивость. Необъятное наследие Даргера, породив за полвека настоящий культ, оказалось в результате череды событий и судебных тяжб частично разрозненным. Что касается цен: в 2019-м одна-единственная большая двусторонняя акварель Даргера ушла за $684,500.
Генри Даргер (1892-1973)
"148. В Дженни Ричи в разгар яростной бури гланделинцы безуспешно атакуют" /
"149. В Дженни Ричи герои едва не схвачены, но на выручку приходят бленгины"
Акварель, графитный карандаш и тушь на бумаге, двусторонний лист 274.32х58 см
Продана на аукционе Christie’s в 2019 за $684,500
@ Christie’s Images
Перечисленные авторы относятся к звёздам американского аутсайда. И что характерно для всех трёх, они все относятся к разряду самоучек, психиатрическая же "составляющая" более свойственна для европейских звёзд. Среди них возвышается имя Адольфа Вёльфли (1864-1930), пионера и небесного покровителя Другого искусства. Его жизнеописание "Душевнобольной как художник", опубликованное 1921-м году лечащим врачом Вальтером Моргенталером, стало краеугольным камнем аутсайдер-арта. Двусторонний рисунок Вёльфли размером 110 х 66 см "Большая звезда Св. Адольфа" был продан в этом году за $119,700.
Адольф Вёльфли (1864-1930)
"Большая звезда Св. Адольфа" (1923)
Цветные карандаши на бумаге, 109х66 см
Продана на аукционе Christie’s в 2025 за $119,700
@ Christie’s Images
И всё же итоги последних торгов Christie’s, реагируя на глобальную нестабильность, едва превысили 1,8 млн против уже ставшими привычными двух с лишним миллионов. Особых сюрпризов не было: большинство работ куплено по их средней оценке, что указывает на правильную оценку аукционным домом их стоимости. Но была и пара исключений: так 2 полотна яркого афро-американского самоучки Уильяма Хокинса (1895-1990) смогли существенно превысить заявленный эстимейт, поднявшись до $98,280 и $113,400 соответственно, поставив рекорд для этого художника. И две из четырёх картин звезды прошлогоднего аукциона Амоса Фергюсона (1920-2009) с Багамских островов значительно превысили начальную цену, дойдя до от $10,000 до $27,720 и от $5,000 до $15,120.
Стоит упомянуть и самодельную книжицу глухонемого Джеймса Кэстла (1899-1977), ушедшую в частную коллекцию за $31,000 вместо $12-18,000 заявленных. Также в топе были проверенные временем представители Нового Света Мартин Рамирес, Юджин Брюнченхайн, Сэм Дойл, Торнтон Диал, Минни Эванс и евроклассики Фридрих Шрёдер-Зонненштерн, Анна Земанкова и Карло Цинелли.
Уильям Хокинс (1895-1990)
"Дом Нейла с трубой #2" (1989)
Эмаль, коллаж на ДВП, 127х162х18 см
Продана на аукционе Christie's в 2025 за $113,400
@ Christie’s Images
Что касается ныне живущих авторов, то цены на них значительно разнятся по ряду объективных причин. Сложность техники и тонкость работы остаются существенным фактором. Например многодельный рисунок японца Хироюки Дои (р.1946) достиг $27,720. Вышитая гладью картина "Воскресный вечер" бывшего заключенного Рэя Матерсона (р.1954) нашла покупателя за $10,710. А стёганое покрывало Люси Минго (р.1931) из знаменитой швейной артели Gee's Bend было продано за более скромные $8,190. Несколько нумерологических рисунков весьма раскрученного аутиста Джорджа Виденера (р.1962) были просто сняты с аукциона за отсутствием интереса.
Вторым регулярным событием является учреждённая в 1993-м в Нью-Йорке трехдневная ярмарка Outsider Art Fair. Это настоящий праздник для обеспеченных любителей маргинальных художеств, коммерческий магнит для специализированных галерей, эпицентр формирования коллекций и место, где зажигаются новые имена. Здесь представлена вся палитра аутсайдер-арта: творчество обитателей психиатрических лечебниц, изопродукция заключенных, картины самоучек, действующие и не очень модели всевозможных изобретений, иллюстрированные откровения визионеров и игровая субкультура детства. Известный арт-критик Джерри Зальц называет OAF "лучшей ярмаркой на свете для не слишком толстого кошелька".
OAF по обороту вполне составляет конкуренцию Christie’s, хотя на последней ярмарке было продано так же чуть меньше нормы - общая сумма оборота составила около $1,6 млн против обычных 2-2,5. Участвовали полсотни галерей, в том числе ведущие: Fleisher/Ollman из Филадельфии, Andrew Edlin, Ricco/Maresca, SHRINE, Steven S. Powers/Joshua Lowenfels, Aarne Anton и Cavin-Morris Gallery из Нью-Йорка, Marion Harris (Коннектикут), Карл Хаммер (Чикаго), Henry Boxer (Лондон) и др. Кураторская выставка этого сезона "Следуй моим движениям" была посвящена малоизвестным бразильским самоучкам. Среди интернациональных участников ярмарки стоит выделить представителя известной японской арт-студии Yamanami, молодого художника с аутизмом Юичиро Укаи, чьи переполненные персонажами современной поп-культуры фантасмагорические рисунки разлетались как рисовые пирожки по средней цене в $17,000. Его представляла галерея из Киото Yukiko Koide.
Юичиро Укай (р.1995)
Без названия - No. 57 (2023)
Цветные карандаши и фломастеры на упаковочном картоне, 78 x 82 cm
Была представлена на OAF NY в 2025 галереей Yukiko Koide
Cобственность автора
К спектру интернационального аутсайдер-арта примыкает так называемая "Американа", народное искусство Нового Света, пользующееся неизменной популярностью. Это могут быть картины неизвестных художников, мебель ручной работы, залюбленные до дыр куклы, стеганые одеяла, баннеры фрик-шоу, эксцентричные предметы моды, редкие книги, всевозможная эзотерическая, эротическая и курьезная параферналия. Среди всего этого рыщут опытные дилеры в поисках настоящих жемчужин, остальных успокаивает директор ярмарки, уважаемый арт-дилер Эндрю Эдлин: "Не относитесь к искусству как к товару, это не инвестиционный фонд. Такое искусство должно быть глотком свежего воздуха. Аутсайдер-арт - это про творчество. Расслабьтесь и следуйте интуиции и инстинкту." Относительная скромность заключаемых здесь сделок компенсируется активным обменом контактами и создаваемыми связями. Это именно та живая среда, которая питает существование коллекционера.
С 2012 года OAF проводится и в Париже, давая возможность также европейской публике осмотреться и прицениться, а местным галереям представить своих художников. Выделяются своим охватом галереи Zander (Германия), Rizomi (Италия), Polysemie/Robert Poulin (Франция).
Одна из тенденций нашего времени - все более активное участие в коммерческих мероприятиях различных ателье и студий арт-терапевтического профиля. Хотя арт-терапия в принципе не ставит перед собой высоких художественных задач, среди массива экспонатов попадаются настоящие шедевры по совсем невысоким ценам. Конечно такие приобретения редко имеют инвестиционный потенциал, но например работы из ниток американки с трисомией Джудит Скотт расходятся на Chisties по цене от 15.000$. Большую сложность всё ещё представляют юридические проблемы в случаях недееспособности авторов с аутизмом и отставанием в развитии. Особенно непросто положение всевозможных спонсируемых ателье и студий, не располагающих, как правило, правом продажи, но нуждающимися в средствах. По словам руководителя берлинской студии "Керамикверкштатт" Нины Пфанненштиль полноценного законодательного решения этого вопроса нет и не предвидится. Приходится лишь уповать на наличие необходимой доверительности между студией, опекунскими органами и самими "клиентами".
Уже цитированный Эндрю Эдлин, оценивая приблизительный годовой оборот мирового рынка аутсайдер-арта, называет сумму в 40-50 миллионов, что значительно превышает итоги OAF и Christie’s. Она включает сделки, совершаемые галереями и частными дилерами приватно, в обход прессы и журналистской трескотни. Так же активно используется коммуникационный ресурс интернета, отменяющий необходимость в выставочных площадях. Социальные сети объединяют коллекционеров, дилеров и экспертов, позволяя циркулирующим с рук в руки предметам находить своих покупателей. Иногда анонимность является одним из условий сделки. Это касается продаж различных эксклюзивов, вроде рисунков лидера тоталитарной секты Чарльза Мэнсона или серийного убийцы Джона Уэйна Гейси. На недавнем аукционе в Лос Анджелесе картина "Клоун Пого" последнего была продана за $12,800 неизвестному любителю"murderabilia". Анонимные аукционы такого рода - вариант даркнета на рынке особого искусства. С той лишь разницей, что их существование не нарушает закона.
Большую озабоченность вызывают истории с подделками. Особенно сложно, когда художник-аутсайдер сам принимал участие в подобных схемах, как например упомянутый выше известный берлинский эксцентрик Фридрих Шрёдер-Зонненштерн, в конце жизни ставивший свою подпись на плохих копиях его рисунков, сделанных студентами берлинской Академии художеств. По его убеждению, тем самым он сознательно саботировал "капиталистическую машину по эксплуатации художника". В результате он действительно добавил головной боли галеристам и на некоторое время его работы исчезли с рынка. У многих до сих на слуху имя Фомы Яремчука, вымышленного советского аутсайдера, существование которого приняла за чистую монету кёльнская галерея Цандер.
Афера была организована ныне исчезнувшими с горизонта российскими дилерами, решивших заработать на волне интереса Запада к восточноевропейскому ар-брюту.
Если вспомнить о российском рынке аутсайдерского искусства, то он пока весьма малозаметен и слабо интегрирован в мировой, отчасти в силу отсутствия серьезных собраний и профильных галерей, отчасти от дефицита подготовленных экспертов. Существует едва ли с полдюжины авторов, известных на Западе: Лобанов, Романенков, Жарких… и увы, упомянутый Фома Яремчук. К сожалению, и отечественное наивное искусство, ранее бывшее заметным явлением международного значения, сегодня практически не вызывает интереса за границей. Павел Леонов является, пожалуй, единственным исключением. В целом можно сказать, что мир российского аутсайдер-арта как никогда замкнут на себе.
Наша экскурсия заканчивается у выхода. Надеюсь, для кого-то он может оказаться входом.
Outsider Art Fair 2025, Нью Йорк
@ OAF image courtesy
Д. ЖУКИН

Экскурсовод при телеграм-канале "Дерево и стекло"
Made on
Tilda